Что нашли на месте строительства Успенского собора?
Общество 21-03-2017, 20:45 2 729

Как сообщает сайт "Православный Саров", в реставрационной лаборатории музея ННГУ произвели обработку артефактов, найденных год назад в захоронениях у стен Свято-Успенского собора. Реставрация и консервация предметов предохранит их от разрушения. Возвращенные артефакты займут достойное место в музее Саровского монастыря. Историк Валентин Степашкин наблюдал за проведением земляных работ в самом начале восстановления Успенского собора, все подробно зафиксировал и описал.
Был отреставрирован двухстворчатый медальон размером 2,5 на 2 см, найденный с фрагментом гайтана. Медальон выполнен из серебра с позолотой, при его открытии сломалась петля. Внутри медальона изображены святители Тихон Задонский и Митрофан Воронежский. Такие медальоны монахи обычно носили в память о своем небесном покровителе.
На останках предположительно игумена Маркеллина нашли хорошо сохранившийся параман, украшенный золотным шитьем, 12 на 10 сантиметров. Параман - это древняя часть монашеского облачения, представляет из себя четырехугольный плат с изображением восьмиконечного Креста на подножии, орудий Господних страстей и черепа Адама.
Другая находка — параманный кипарисовый крест тонкой резьбы высотой 9 см. На его лицевой стороне изображен Голгофский крест и Титло (дощечка в виде треугольника и снисходящие от нее лучи), а на обороте — Чаша (потир) на Престоле, справа Евангелие, слева скрижали Моисея с десятью заповедями. Сверху Святой Дух в виде голубя.
В нескольких захоронениях обнаружены искусно сплетенные кожаные четки-лестовки и их фрагменты — лапостки. Находки свидетельствуют о широком использовании лестовок в Саровском монастыре. По этой причине некоторые безосновательно причисляют преподобного Серафима к тайным старообрядцам только потому, что он изображен на литографиях с лестовкой в руках. Cаровские монахи придерживались древних традиций, используя четки-лестовки, короткие мантии и знаменное пение.
Найдено и много различной обуви: кожаные бахилы, башмаки. При её изготовлении использовалась береста. Вставки из бересты прокладывали между слоями кожи, делали берестяные стельки, супинаторы и каблуки.
Среди находок остатки священнических облачений, кожаной скуфьи (головной убор), шитые украшения, пуговицы в виде бусин, нательный крестик, металлическая пряжка от ремня, россыпь фрагментов из перламутра, на которых вырезано распятие (вероятно, это покрытие деревянного четырехконечного креста, который не сохранился). Найдены метлахские напольные плитки темно-коричневого цвета размером 15 на 15 см, печная чугунная дверца с рисунком, фрагменты изразцов, металлической оконной решетки; осколки надгробий, стеклянные пузырьки (причем в одном из них, закрытом пробкой, сохранилась маслянистая жидкость, наполовину выпавшая в осадок. Также найдены надгробия с эпитафиями из белого известняка и их фрагменты (с 1886 по 1922 год).
В прошлом году во время проведения строительных работ по закладке фундамента было зафиксировано двадцать пять мест захоронений, из них девятнадцать оказались не разграбленными. С большой долей уверенности, можно говорить о предположительной идентификации пяти останков. Это останки строителя Ефрема, игуменов Нифонта, Маркеллина, Иерофея, а также соборного иеромонаха Назария.
Это только только часть выявленных захоронений. По мнению ученого, необходимо продолжать работу с архивными материалами, привлекать археологов и антропологов для получения более полных сведений о некрополе у стен Успенского собора и уточнения персонификации останков саровских монахов. Все они были помещены в отдельные ящики, их предполагается перезахоронить после того, как будет возведен Свято-Успенский собор.
Был отреставрирован двухстворчатый медальон размером 2,5 на 2 см, найденный с фрагментом гайтана. Медальон выполнен из серебра с позолотой, при его открытии сломалась петля. Внутри медальона изображены святители Тихон Задонский и Митрофан Воронежский. Такие медальоны монахи обычно носили в память о своем небесном покровителе.
На останках предположительно игумена Маркеллина нашли хорошо сохранившийся параман, украшенный золотным шитьем, 12 на 10 сантиметров. Параман - это древняя часть монашеского облачения, представляет из себя четырехугольный плат с изображением восьмиконечного Креста на подножии, орудий Господних страстей и черепа Адама.


Другая находка — параманный кипарисовый крест тонкой резьбы высотой 9 см. На его лицевой стороне изображен Голгофский крест и Титло (дощечка в виде треугольника и снисходящие от нее лучи), а на обороте — Чаша (потир) на Престоле, справа Евангелие, слева скрижали Моисея с десятью заповедями. Сверху Святой Дух в виде голубя.

В нескольких захоронениях обнаружены искусно сплетенные кожаные четки-лестовки и их фрагменты — лапостки. Находки свидетельствуют о широком использовании лестовок в Саровском монастыре. По этой причине некоторые безосновательно причисляют преподобного Серафима к тайным старообрядцам только потому, что он изображен на литографиях с лестовкой в руках. Cаровские монахи придерживались древних традиций, используя четки-лестовки, короткие мантии и знаменное пение.
Найдено и много различной обуви: кожаные бахилы, башмаки. При её изготовлении использовалась береста. Вставки из бересты прокладывали между слоями кожи, делали берестяные стельки, супинаторы и каблуки.
Среди находок остатки священнических облачений, кожаной скуфьи (головной убор), шитые украшения, пуговицы в виде бусин, нательный крестик, металлическая пряжка от ремня, россыпь фрагментов из перламутра, на которых вырезано распятие (вероятно, это покрытие деревянного четырехконечного креста, который не сохранился). Найдены метлахские напольные плитки темно-коричневого цвета размером 15 на 15 см, печная чугунная дверца с рисунком, фрагменты изразцов, металлической оконной решетки; осколки надгробий, стеклянные пузырьки (причем в одном из них, закрытом пробкой, сохранилась маслянистая жидкость, наполовину выпавшая в осадок. Также найдены надгробия с эпитафиями из белого известняка и их фрагменты (с 1886 по 1922 год).
В прошлом году во время проведения строительных работ по закладке фундамента было зафиксировано двадцать пять мест захоронений, из них девятнадцать оказались не разграбленными. С большой долей уверенности, можно говорить о предположительной идентификации пяти останков. Это останки строителя Ефрема, игуменов Нифонта, Маркеллина, Иерофея, а также соборного иеромонаха Назария.
Это только только часть выявленных захоронений. По мнению ученого, необходимо продолжать работу с архивными материалами, привлекать археологов и антропологов для получения более полных сведений о некрополе у стен Успенского собора и уточнения персонификации останков саровских монахов. Все они были помещены в отдельные ящики, их предполагается перезахоронить после того, как будет возведен Свято-Успенский собор.